КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

подготовила

вопитатель

Кириллова С. М.

 

 

 

 

 

с. Герасимовка

 

2013г.

Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей  к себе самим.

 

Как указывают А.С. Выготский , А.В. Запорожец , А.Н. Леонтьев ,  А.А. Люблинская , С. А. Рубенштейн , Д.П. Эльконин считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий  с учетом задач коллективной деятельности .

 

Значение в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность,      но со своей точки зрения.

 

Немецкий психолог Карл Гросс первым  в конце 19 века предпринял попытку систематического изучения игры, считал, что в игре происходит предупреждение проявления инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование («Теория существования»). К. Гросс называет игры начальной школой поведения. По Гроссу, игры служат для упражнения различных физических и психических сил, и источником игры  являются биологические механизмы .

 

Платон считал, игра свидетель того, что человек не прибывает                в состоянии утомления, она источник удовольствия .

 

К. Шиллер, боготворя красоту, считал, что игра и красота уравновешивают  и дополняют друг друга, что красота побуждает к игре.    По его мнению, человек «играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком тогда, когда играет» игра  по Шиллеру, это свободное самодеятельное раскрытые всех сил человека, его сущности .

 

Ян Амос Коменский (1592-1670) – чешский философ, считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе   и склонностям. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется   и обогащается круг представлений об окружающем мире. Рассматривая игру как условие радостного детства и как средство всестороннего, гармоничного развития ребенка. Я.А. Коменский советовал взрослым, внимательно относится к играм детей, разумно руководить ими .

 

В работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной, Е.Ф. Иваницкой, Е.А. Удальцовой и др.) представлено много дидактических игр, с помощью которых происходит формирование сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком .

 

Многим отечественными методистами и педагогами, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном,  А.Н. Леонтьевым, А.П. Усовой отмечается, что игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми     в целях воспитания дошкольников. В игре ребенок развивается как личность,  у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения    с людьми .

 

Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные

 

на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры – драматизации, подвижные и др.).

 

На современном этапе в отечественной педагогике, науке используется несколько видов классификации игр дошкольников .

 

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности:

Творческие игры (сюжетно-ролевые);

Игры с правилами (дидактические).

 

Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие  в подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер – ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения.

 

Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определенного программного материала и правил,  которым должны следовать играющие.

 

Развитие психических процессов происходит в деятельности. Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится ведущим. «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей степени его развития» .

 

Она характеризуется тем, что внутри нее дифференцируются другие, новые виды деятельности, в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы, от нее главным образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности.

 

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. С.Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития . Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений .  В игре  происходит развитие речи и мышления.

 

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений .

 

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения                                                                        

 

Высказывание (текст) обладают такими свойствами как цельность и связность. А.А. Леонтьев считает, что в отличие от связности, которая реализуется на отдельных участках текста, цельность- это свойство текста в целом. Формирование связной речи ребенка происходит постепенно: от ситуативной  речи к контекстной (связной). Сначала общение у ребенка происходит лишь всего с непосредственным  ближайшим окружением. Это значит, смысловое содержание речи маленького ребенка становится понятным, лишь, будучи взято совместно с определенной ситуацией: это ситуативная речь. Поскольку ребенок оперирует сначала лишь непосредственным ему близким содержанием и пользуется речью для общения с близкими, включенными в общую с ним ситуацию, речь его носит ситуативный характер. Такой же характер речи соответствует и ее содержанию, и ее функции. 

 

Складывающаяся функция сообщения, усложнение познавательной деятельности ребенка требует развернутой речи и прежние средства ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности его высказываний. И по мере того, как в ходе развития изменяются и содержание и функции речи, ребенок, обучаясь, овладевает формой контекстной, связной речи.

 

«Содержание контекстной речи раскрывается в самом контексте речи и благодаря этому становится понятным для слушателей из сочетания слов, предложений. Однако появление контекстной речи не вытесняет ситуативной ее формы. С появлением контекстной речи обе формы сосуществуют» .

 

В зависимости от задач и целей общения используются как ситуативная, так и контекстная ее форма.

 

Развитие связной речи имеет особое значение. Развитие словаря, овладение грамматическими формами и т.п. включаются в нее в качестве частных моментов. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий форм общения ребенка с окружающими.

 

Связная речь неотделима от мира мыслей. Связность речи – связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. «По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития» .

 

Таким образом, мы выясняли, что проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой   игры, в других   определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр, третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей.

 

Значение в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность,      но каждый со своей точки зрения.

 

Игру считают  ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.