МОЯ СЕМЬЯ

(Опыт работы детский сад «НЕПОСЕДА»

воспитатель КИРИЛЛОВА С.М.)

 

 

Наша работа начинается со знакомства с семьями воспитанников. Заполненные родителями анкеты не дают полного представления о семье, а главное, они не доступны детям. Поэтому мы предлагаем каждой семье заполнить одну страницу в групповом альбоме «Моя семья» (варианты названий: «Папа, мама, я – счастливая семья», «Давайте познакомимся»). Размер страницы – четверть листа ватмана либо прямоугольной формы, либо в виде домика с крышей (возможны другие варианты внешнего оформления).

Родителям предлагаем страницы с уже заданными рубриками, такими как:

  • наша семья;
  • как зовут ребенка, маму, папу;
  • где и кем работают родители;
  • что я (имеются в виду все члены семьи)

люблю;

  • что не люблю;
  • мне грустно, если… я счастлива, когда…
  • мое любимое блюдо;
  • как мы любим отдыхать;
  • моя любимая игрушка;
  • мой домашний адрес.

 

Состав рубрик определялся желанием педагога ближе познакомиться с семьями воспитанников, укладом их жизни, интересами, традициями; получить информацию, которая поможет наладить контакт между педагогом и родителями, педагогом и детьми, а также между взрослыми членами семьи и между родителями и их ребенком.

При оформлении страницы альбома родители вместе с детьми проявляли выдумку, фантазию, воображение (использовали семейные фотографии, аппликации, рисунки…). Родителям предъявлялось единственное требование со стороны педагога – оно заключалось в том, чтобы родители заполняли страницу вместе с ребенком. (Заметим: многие родители активно взялись за дело, но, конечно, были и такие, кто не торопился выполнять просьбу педагога.)

«Семейные» страницы создаваемого общими усилиями альбома дети приносили в группу. И знаете, с какой гордостью они рассказывали, как вместе с папой и мамой обсуждали содержание рубрики, подбирали фотографии, картинки, вырезали, наклеивали, придумывали подписи! Как эмоционально рассказывали о своих любимых игрушках, домашних питомцах; о том, как отдыхают всей семьей! Это, а также заинтересованное отношение педагога к семейным страницам способствовали появлению у других людей (а значит, и у их родителей) желание создать свой «семейный портрет». И вскоре количество страниц в групповом альбоме стало увеличиваться…

В групповом уголке я организовала выставку «Давайте знакомиться». Родители, дети и гости с интересом читают семейные страницы, а самым ценным для меня, были искренние слова благодарности родителей за минуты, проведенные всей семьей при создании своей страницы в общем альбоме.

Страницы я подшила в альбом, который дети постоянно рассматривают сами и обязательно показывают гостям группы. Альбом используется нами в различных групповых мероприятиях: на занятиях , во время бесед, встреч с интересными людьми. Вот примерная тематика бесед, в основу которых были положены материалы альбома: «Моя любимая игрушка», «Наши домашние любимцы (животные)», «Моя улица», «Мое любимое блюдо. Как его готовит мама (бабушка, папа)», «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…» и др.

Создание альбома – это не разовое мероприятие. Постоянная работа с ним способствует появлению у детей разнообразных познавательных интересов, причем в каждой группе своих, что обязательно учитывается мной при составлении плана мероприятий. Так, в одной группе дети захотели нарисовать свою семью – в альбоме появились рисунки «Моя семья», которые мы прикрепили к обратной стороне семейной странички. Эти рисунки, в свою очередь, стали основой других мероприятий (выставки , беседы и т.п.). В другой группе дети, знакомясь с семейными страничками, обратили внимание на то, что дома детей называют по-разному (например, Александр, Сашенька, Шурик). От вопроса «Почему нас так называют?» дети перешли к вопросу «Что означают наши имена?».

Так появилось новое направление в работе как с детьми, так и с родителями – мы решили создать групповое «дерево имен».Каждый ребенок принес в группу листок со своим красиво написанным именем и с информацией о том, что оно обозначает (на обратной стороне листа). Эти страницы родители вместе с детьми оформляли дома. И снова было проявлено столько творчества, фантазии и любви к своему ребенку!...Наше чудо-дерево стало пополняться и другими именами – педагогов, других сотрудников детского сада, родственников, друзей. Дерево наше стало «расти» - у каждого ребенка был уже не отдельный листок, а большая персональная «ветка».

В течение года альбом «Моя семья» пополнялся также новыми страницами, посвященными отдельным членам семьи. Страницы оформлялись к дням рождения детей, ко Дню защитника Отечества, к 8 Марта, ко Дню пожилого человека… В группе дети рисовали портреты своих близких, а дома – вместе с семьей – отвечали (в письменном виде) на вопросы, перечень которых давала педагог группы. Рассказ, составленный по ответам на них, и фотографии помещались на обратной стороне страницы.

Далее привожу примерные вопросы и оформление страничек.

                           РАССКАЗ О СЕБЕ

Фотография

*Это я.

*У меня(внешний облик: прическа, цвет глаз и т.п.).

*Моя любимая игрушка.

*Я люблю играть (с кем и во что).

*Мой любимый мультфильм.

*Моя любимая сказка (пересказ, записанный родителями со слов ребенка).

*Кем я хочу стать.

*Куда я хочу поехать.

*Как я помогаю маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре.

*Мое имя означает…

                           РАССКАЗ О ПАПЕ

Фотография

*Это мой папа (фамилия, имя, отчество).

*Его имя означает…

*Где и когда родился мой папа.

*Как мой папа любит отдыхать.

*Как выглядит мой папа (внешний облик: рост, цвет глаз и волос и пр.).

*Мой папа любит…

*Мой папа не любит…

*Мечта моего папы.

*Что я люблю делать вместе с папой.

*Как я помогаю папе.

*Что я хочу пожелать папе.

                          РАССКАЗ О МАМЕ

Фотография

*Это моя мама (фамилия, имя, отчество).

*Ее имя означает…

*Где и когда родилась моя мама.

*Как моя мама любит отдыхать.

*Как выглядит моя мама(внешний облик: рост, цвет глаз и волос и пр.).

*Моя мама любит…

*Моя мама не любит…

*Что любит готовить моя мама.

*Любимые цветы моей мамы.

*Что любит читать моя мама.

*Что делает моя мама по дому.

*Чему я хочу научиться у своей мамы.

*Как я помогаю маме.

*Чем мне нравится заниматься вместе с мамой.

*Что я хочу пожелать маме.

                     РАССКАЗ О БАБУШКЕ (ДЕДУШКЕ)

Фотография

*Это моя бабушка, мой дедушка(фамилия, имя, отчество).

*Ее (его) имя означает…

*Где и когда родилась моя бабушка (родился мой дедушка).

*Чем любит заниматься бабушка (дедушка) больше всего.

*Как выглядит моя бабушка (мой дедушка) больше всего.

*Как выглядит моя бабушка (мой дедушка) (внешний облик: рост, цвет глаз и волос и пр.).

*Что моя бабушка любит готовить.

*Что моя бабушка (дедушка) умеет делать лучше всех.

*Чему меня научила бабушка (научил дедушка).

*Как я забочусь о бабушке (дедушке).

*Где живет бабушка (дедушка).

*Как я помогаю бабушке (дедушке).

*Что я хочу пожелать бабушке (дедушке).

Составляя страницы для семейного альбома о себе и своих близких, дети больше узнали не только о них, но и о себе.

Главные выводы, которые я сделала, наблюдая за детьми и их родителями в процессе и создания альбома «Моя семья», и работы с ним, следующие.

*Подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых и тесных взаимоотношений в семье.

*У детей появляются новые познавательные интересы – к семье, своим близким, профессиям и т.п.

*У детей формируется важное понятие «семья», что способствует решению проблем, связанных с их социализацией.