Творческая работа

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики»

 

 

Выполнила:

воспитатель Кириллова С. М.

 

 

 

                                                  План.

 

1. Актуальность проблемы.

2.Первичная диагностика развития у детей логического мышления.

3.Цели и задачи.

4.Этапы практической деятельности

4.1. Создание условий в группе для развития у              детей логического мышления.

4.2. Развитие у дошкольников психических             процессов через использование математических игр.

4.3. Развитие основных мыслительных операций               через использование игр математического

содержания.

4.4. Развитие у детей логического мышления.

5. Взаимодействие с родителями.

6. Итоги работы.

7. Библиография.  

 

       

 

 

  Вследствие технического прогресса, происходящего в жизни общества, процесс развития человека постепенно становится более компьютеризированным. Компьютерная техника завоевывает практически все сферы общественной жизни: науку, промышленность, образование и т.д. Поэтому все более необходимым представляется использование знаковой системы в школьном обучении детей.

     Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить.

     Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откроют дорогу растущему человеку в современное, постоянно развивающееся общество и обеспечат ему гармоничное существование в этом обществе.

   Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Смекалка, воображение, находчивость, инициатива проявляются  в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

    В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подготовки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

    С целью определения уровня развития логического мышления детей группы нами была проведена первичная диагностика, в результате которой мы выявили, что:

  • 26% детей самостоятельно выполняют действия по сравнению, классификации предметов, на основе этих действий делают умозаключения;
  • 52% детей справлялись с заданиями такого типа с помощью воспитателя;
  • 22% детей испытывают затруднения в речевом выражении действий и пользуются только образцами, т.е. у многих детей недостаточно развито логическое мышление(а у 3% - не развито совсем).

    Исходя из результатов данной диагностики, мы поставили перед собой цель: способствовать дальнейшему развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через игры и упражнения математического содержания, и задачи:

  1. Развивать  у детей умение самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификация и др.);
  2. Учить детей обобщать предметы по признакам и находить отличия между предметами;
  3. Учить детей выполнять действия по заданию, алгоритму;
  4. Развивать у дошкольников последовательное и доказательное мышление, строить простые высказывания о сущности выполненного действия.

     Для последовательной реализации цели и задач мы изучили методическую литературу по данной проблеме, отобрали наиболее эффективно влияющие на развитие логического мышления игры и пособия.

     Нами был составлен перспективный план работы ( см. Приложение 1). При составлении перспективного плана старались следовать «принципу постепенного усложнения содержания»: от игр на развитие восприятия и пространственного воображения к играм на выделение закономерностей и самостоятельный поиск путей решения поставленной задачи.

     Для развития интереса детей группы к элементарной математической деятельности и непосредственно развития логического мышления детей нами были созданы определенные условия.

     Уголок занимательной математики « Для умников и умниц» тематически оснащен играми, пособиями и материалом математического содержания, к которым дети имеют свободный доступ. Эти игры способствуют развитию интереса детей к математике. Благодаря этой игротеке у детей воспитывается потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения играми. Созданию игротеки предшествовал подбор игрового материала, который определялся, прежде всего, возрастными возможностями, а также уровнем развития детей группы. Организация нашей игротеки осуществлялась с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение к играм. На тренировку мышления при выполнении логических операций и действий направлены следующие изготовленные игровые упражнения математического содержания:

  - «Найди недостающую фигуру»

  - «Чем отличаются?»

  - «По четыре»

  - «Что дальше?»

  - «Хитрые карточки»

  - «Найди лишнее» и др.

     С целью развития у детей образного мышления, комбинаторных способностей, желания думать, искать путь решения нами были изготовлены  такие дидактические игры, как: «Найди ошибку», «Домино», «Много- мало- один», «Сделай лесенку» и др. После проведения  занятий весь использованный демонстрационный и раздаточный материал мы размещаем в предметно-развивающей среде с целью дальнейшего самостоятельного использования детьми для закрепления ранее изученного материала.

   Работу по решению поставленных задач мы вели поэтапно:

   I этап – развитие у дошкольников психических процессов через

                            использование математических игр;

  II этап – развитие основных мыслительных операций через использование

                игр математического содержания;

  III этап – развитие собственно логического мышления.

     На первом этапе мы уделили большое внимание работе по развитию основных психических процессов у детей: внимания, воображения и памяти, т.к. от степени сформированности данных психических процессов во многом зависит уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности. Так, учитывая основную цель нашей работы – развитие логического мышления у детей – мы старались следовать мысли известного педагога Д.Б. Эльконина «Память (в старшем дошкольном возрасте) становится мыслящей» и использовали игры и задания на тренировку словесно-логической и смысловой памяти ( например, «Рисуем фигуры по памяти», «Запомни и запиши числа», «Перескажи рассказ ближе к тексту» и т.п.). При этом нами широко использовалась различная тематическая наглядность: образцы, таблицы, схемы и планы, что эффективно помогало детям сопоставлять предложенные узоры с образцом и находить их отличительные признаки (например, в логической игре «Найди свою дорожку»). Применение схем (в дидактической игре «История про трамвай») способствовало более легкому и быстрому освоению детьми условия задачи. Это позволило им понять свойства смежных чисел и самостоятельно составлять аналогичные задачи в дальнейшем.

    С целью обучения детей выполнять действия по алгоритму использовались упражнения с математическим веером. Например, «Покажите цифру, соответствующую количеству ударов в бубен», «Покажите цифру, меньшую на 2 единицы, чем 10», «Покажите сумму чисел 5 и 6» и т.д. Преимущество таких упражнений заключается в том, что они затрагивали эмоциональную сферу детей, развивали их внимание, стимулировали активную умственную деятельность детей, а также то, что они могут проводиться вне учебной зоны, не напрягая детей. На протяжении нашей работы мы учитывали тот факт, что чем ярче, нагляднее и интереснее будет учебный материал, тем более устойчивым и концентрированным будет внимание детей.

    Несомненно, на первом этапе была необходима индивидуальная работа с детьми, т.к. именно такая форма работы дает детям возможность полностью сосредоточиться на упражнении, осмыслить его, усвоить способ (ход) его выполнения. Особое внимание уделялось детям с низким уровнем развития, Например, в д/и «Найди путь к домику», целью которой было развитие внимания и воображения детей. Вначале давали детям четкий образец выстраивания цепочки из геометрических фигур. Впоследствии они сопоставляли две цепочки из геометрических фигур с разной последовательностью и выявляли различия между ними.

    На первом этапе работы нами была успешно реализована задача по развитию у детей основных видов памяти, преобладающих в старшем дошкольном возрасте( наглядно-образная и словесно-логическая), и по формированию произвольного внимания. На занятиях по математике даже малоактивные дети группы теперь были более сосредоточены на выполняемой работе и были способны удерживать свое внимание довольно длительное время.

     На втором этапе нашей работы мы использовали игры на совершенствование у детей таких мыслительных операций, как классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, замещение. Операция замещения предполагает использование при решении разнообразных умственных задач знаков и символов – так называемых «заместителей» предметов. Так, например, в математическом пособии «Хитрые карточки» кодовые карточки обозначали разные свойства предметов, в том числе и с элементом отрицания «не» ( белый – не белый, с зелеными глазами – не с зелеными глазами и т.д.). В ходе выполнения задания «Какого котенка подарили Кате?» дети анализировали условие задачи, «отсеивали» карточки с отрицаемым признаком, после чего оставшиеся признаки дети обобщали в форме ответа. Таким образом, можно сделать вывод, что для решения данной задачи детям потребовалось применение целого комплекса мыслительных операций: анализ, замещение, обобщение. С помощью аналогичных игр с логическими блоками Дьенеша и кодовыми карточками дети получают первые представления о замещении свойств знаками – символами, осваивают умение строго следовать правилам при выполнении действий, приближаются к пониманию того, что нарушение правил не позволяет достичь верного результата. Игры на выполнение логических операций «не», «и», «или» помогли детям научиться строить истинные высказывания, кодировать информацию о свойствах предметов. В результате этих игр и упражнений многие дети группы научились свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность действий (игры «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?», «Построй дом» и т.д.)

     Развивающая игра « Сложи узор» имеет широкий спектр задач от простых до самых сложных, что позволяет нам определять первоначальный уровень развития умственных способностей и на этом основании осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми. Постепенное усложнение узоров, переход от одноцветных граней к двуцветным – это было своеобразным «скачком» в уровне сложности. Мы отметили, что составление узоров детьми по принципу «от простого к сложному» формирует у них способность к таким мыслительным операциям, как анализ и самоанализ, развивает у них умение решать нестандартные задачи, и, как следствие, расширяет их интеллектуальные способности в целом.  

     Осуществление мыслительной операции сериации, т.е. расположение предметов в заданной последовательности, потребовалось от детей в развивающей игре «Угадай-ка», целью которой являлось выделение закономерностей в изменении количества и расположения предметов. Необходимо отметить, что возможность варьировать условие задачи – не единственное преимущество данной игры. Кроме этого, в задании с геометрическими фигурами дети могут самостоятельно зарисовать эти фигуры, тем самым закрепив собственные геометрические представления. Также в данной игре имеет место использование простых схем (моделей) и условных обозначений.

      Интерес к математической деятельности у детей на втором этапе поддерживает элемент соревнования между «Умниками» и «Умницами» при проведении КВН. Обеим командам предлагались логические игры на умение самостоятельно выделять 2-3 признака предметов, сравнивать их, классифицировать и обобщать их («Домино», «Две дорожки», «Поймай тройку», «Засели домики» и т.д.) Немаловажной особенностью этих игр была разнообразная сюжетная линия, что поддерживать неподдельный интерес детей на протяжении всего КВН.

      В результате проделанной работы дети научились не только выделять сходные и отличительные признаки предметов, но и группировать их по существенным признакам, устанавливать последовательные взаимосвязи между ними.

      По итогам второго этапа нашей работы мы отметили у большинства детей группы умение оперировать внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем, планов). У 20% детей появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. Это и было «промежуточной» задачей нашей работы по развитию логического мышления.

      На подготовленном «фундаменте» - более развитых психических процессах и мыслительных операциях – представлялось возможным обучение детей таким мыслительным действиям, как умение выполнять задание по алгоритму (по заданным правилам), оперировать арифметическими знаками «+», «-», « =», «>», «<» и чтению простых схем.

      На данном этапе нашей работы использовали различные логические игры, игры – головоломки. Использование задач на смекалку геометрического характера (головоломки со счетными палочками) на преобразование одной фигуры в другую типа «добавь или убери N палочек, чтобы получилась…» увлекает детей. Детям очень нравится выкладывать из палочек не только различные геометрические фигуры, но и цифры, а из них – номер своего дома, квартиры, телефона, индекс и др. С помощью знакомых детям счетных палочек они могут познакомиться с римской нумерацией: меняя позицию палочки, можно изменить число (IΥ – YI ). С несправляющимися детьми проводили индивидуальную работу – вместо словесных указаний давали наглядный образец – подсказку, предлагали задание более легкого содержания. С помощью подобных игр-головоломок дети включались в активную умственную деятельность и стремились достичь конечной цели. Полученные знания дети успешно применяли не только в выкладывании фигур по образцу, но и без образца, самостоятельно.

     Неподдельный интерес у детей вызывают такие игры-головоломки, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сфинкс» и т.д., поэтому дети снова и снова самостоятельно упражняются в воссоздании фигур силуэтов, даже по неразделенному образцу. Результат головоломок увлекает детей, дети включаются с удовольствием в активную практическую работу по подбору способа расположения отдельных деталей, целых фигур, т.к. это требовало выражения их творческих возможностей детей, выражения их пространственных представлений. С целью оказания помощи детям предлагали анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указывали на расположение одной – двух деталей  в составляемом силуэте. Постоянно подтверждали правильность хода мысли и действий детей, побуждали их планировать ход своей работы, обсуждали с ними способы выкладывания  и результаты, а также поощряли стремление доводить начатое до конца. Но избегали при этом прямых указаний, что как делать. Советовали: «Рассмотри картинку повнимательней», «Попробуй сделать еще раз, но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же» и т.д. В результате, по мере самостоятельных упражнений совершенствовалось умение детей производить зрительный анализ образца, он становился все более точным.

     О развитии логического мышления детей говорит их умение осуществлять классификацию предметов по нескольким признакам. Логические блоки Дьенеша, которые мы широко использовали в работе, дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения и при этом на протяжении всего дошкольного детства. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивали умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевали этими мыслительными операциями по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; цвету, размеру и толщине и т.д.) и по четырем сразу. При этом в одном и том же упражнении мы старались варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Развитое логическое мышление позволяет детям освоить правила таких сложных логических игр, как шашки и шахматы.

       Итог III этапа работы – умелое оперирование детьми арифметическими знаками «+» , «-«, «=», «>», «<» при решении различных задач, умение детей читать простые схемы. Кроме того, используя вышеперечисленные игры и игровые упражнения на данном этапе работы, мы заложили начала элементарной алгоритмической культуры мышления, которая дает детям возможность действовать в уме и осваивать пространственную ориентировку.

      Работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста индивидуальных интеллектуальных способностей не должна быть односторонней, т.е. проводиться только в детском дошкольном учреждении. Здесь просто обязательна помощь родителей. С целью ознакомления родителей с ролью занимательного математического материала в развитии логического мышления детей, со степенью зависимости успешного школьного обучения от уровня развития логического мышления мы выбрали следующие формы взаимодействия с семьей.

       Проводили родительские собрания, в процессе которых ознакомили родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающем влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельностью. Родители на конкретных примерах были ознакомлены с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом.

       Организовывали тематические выставки литературы для родителей на темы:

  1. «Критерии математической готовности старших дошкольников к школе»
  2. «Значение занимательных математических игр в развитии умственных способностей ребенка старшего дошкольного возраста» и др.

         Проводились индивидуальные консультации с родителями. Знакомя родителей с занимательным математическим материалом, подчеркнули его игровой характер, вызывающий интерес к нему не только детей, но и взрослых. Познакомили с видами и содержанием занимательных игр, упражнений по развитию интеллектуальных способностей, доступных детям старшего дошкольного возраста; дали рекомендации по их изготовлению вместе с детьми и советы по приобретению игр с целью создания домашней игротеки.

          Таким образом, мы считаем, этим будет обеспечено всестороннее воздействие на детей, направленное на воспитание у них интереса к математическим играм, занимательным задачам.

          По результатам вторичной диагностики можно сделать вывод о положительной тенденции в развитии логического мышления детей нашей группы.

         Показатели высокого уровня повысился на 4%, показатели среднего уровня – на 5%, а показатели низкого уровня снизились ≈ >> в 2 раза.

          Очень заметно повысился уровень мыслительной активности детей группы, в основном, благодаря использованию в работе средств занимательной математики.

          Анализируя результаты работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста, мы поставили перед собой следующие задачи, которые будем реализовывать в дальнейшей работе:

  1. Повысить показатели низкого уровня развития  логического мышления детей через использование ими имеющихся логических игр.
  2. Подвести детей с высоким уровнем развития к самостоятельному использованию математически занимательных игр.
  3. Продолжать обогащать предметно-развивающую среду необходимым материалом математического содержания, исходя из возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей группы.